Уровень образования в России падает

  • Главная
  • Новости
  • Уровень образования в России падает

Уровень образования в России падаетПока Россия находится на уровне ряда ведущих зарубежных стран, таких как Великобритания, Швеция, Япония, и опережает Германию, Италию, Францию по доле населения с высшим и послевузовским профессиональным образованием. Сейчас этот процент составляет 22,8 от численности всего населения России от 25 до 64 лет. 

Но Министерство экономического развития замечает ряд негативных тенденций в сфере российского образования, которые могут в итоге значительно сократить еще сохраняющееся конкурентное преимущество России в виде человеческого капитала. 

Современная российская экономика уже не предъявляет массового спроса на качественное образование по многим, и прежде всего техническим, специальностям. Естественно, что в таком свете нечего и говорить о перестройке и модернизации образовательной отрасли – ведь сохранение высокого уровня образования по инженерно-техническим специальностям – особенно важная задача для обеспечения функционирования эффективной инновационной системы образования. 

Кроме того, качество образования сейчас катастрофически снижается на всех уровнях – от базового, начального и среднего профессионального до высшего и послевузовского профессионального образования. Так, российские школьники старших классов уступают своим зарубежным сверстникам из развитых стран по большинству показателей уровня знаний по математике (38-39-е место из 65 стран), тем же навыкам работы с текстом (41-43-е из 65 стран), знаниям в области точных наук (38-40-е из 65 стран). 

И в вузовском образовании России и наблюдаются тенденции деградации. Согласно международным рейтингам, российские вузы практически не попадают в первые две сотни глобальных лидеров (Times Higher Education, Shanghai Jiao Tong ARWU, рейтинг результативности научных работ вузов HEEACT). 

Основная причина такого образовательного упадничества – существенный недостаток финансирования сферы образования в течение девяностых годов прошлого столетия и начале двухтысячных. В последнее время, правда, эксперты отмечают некоторое улучшение ситуации, однако по относительным показателям государственного финансирования этой сферы Россия по-прежнему значительно уступает многим развитым странам. Так, по данным Росстата, в 2009 году, например, Россия расходовала на образование 4,6 % ВВП, тогда как Швеция – 6,1 %, Финляндия и Франция – 5,5 %, Бразилия и Великобритания – 5,2 %, США – 5,0 %. 

Кроме недофинансирования образовательной системы, также можно отметить устаревшие модели управления учебным процессом, нехватку в системе образования современных кадров, в том числе управленческих. В целом же российская система образования на сегодня не до конца удовлетворяет потребности современной экономики. 

Источник: Информационное агентство ТПП-Информ